назад

Если вы хотите читать в полном окне, а затем распечатать - нажмите на слово ПОЛНОЕ ОКНО

Евгений Яворских
avst@hot.ee

Вторая жизнь старого винила



С каждым годом их всё меньше и меньше. Мы безжалостно расстаёмся с ними во время генеральной уборки и прибиваем на стену для сомнительных украшательств, с радостью дарим друзьям (всё равно выбрасывать) и используем как декоративную подставку. Эти милые чёрные пластмассовые кружки нам больше не нужны...

А помните, как мы выстаивали километровые очереди в "Мелодию" и отдавали последнюю трёшку (а в ближайшей к магазину подворотне - десятку в лучшем случае) за вожделенную пластинку? Как будто вчера это было. А сегодня наши дети небрежно вращают на пальцах самолично записанные болванки, а испорченная заготовка CD небрежно отдаётся знакомым автовладельцам, свято верящим в антирадарные свойства алюминевого напыления.

Как спасти винил от перманентной гибели путём оцифровки и переноса на CD-болванку, ведь на нём, старом-добром, осталось столько всего ценного и дорогого сердцу. Поскольку танцевать принято от печки, то бишь мы начнём наш танец.

Фигура первая, подготовительная.

Назвать ремастерингом то, что нам предстоит сделать, у меня язык не поворачивается, но тем не менее, качество звука, полученное после многотрудных мучений с записью и очисткой исходной фонограммы, наверняка порадует многих и вряд ли сравнится с исходной записью. Итак, что нам понадобится для этого занятия:

  • понятное дело, компьютер вкупе с хорошей звуковой картой;
  • проигрыватель виниловых дисков, если означенный относится к высшему классы, никто вас за это не осудит, но вполне сгодится и вертушка 1-ого класса;
  • предварительный усилитель звука для подключения компьютера линейному входу звуковушки, так как во многих случаях мощности выходного сигнала LP-девайса недостаточно для входного канала звуковой карты (для магнитофонов и приставок не требуется - прим. Corwin);
  • надёжная коммутация - в переводе на нормальный язык это подразумевает наличие хороших, проверенных соединительных кАбелей (а не кабелЕй...в кое-то время был поставлен в наряд начальником связи полка за данное ударение - прим. Corwin) между проигрывателем, усилителем и звуковой картой. (чем дороже кабель, тем лучше);
  • необходимое обеспечение (Sound Forge, Dart Pro 98 и Cool Edit Pro).

    Займёмся пдключением LP-проигрывателя (магнитофона) к компьютеру.Находим устойчивую подставку, исключающую малейшую возможность колебаний, на которую водружаем нашу вертушку (кто хочет оцифровывать аудиокассеты, может пропустить некоторые моменты, касающиеся проигрывателя виниловых дисков или может просто подразумевать под "вертушкой" - какую-либо приставку или кассетный магнитофон, имеющий линейный выход - прим. Corwin). Соединительными шнурами коммутируем проигрыватель с усилителем, а последний - с входом Line-in звуковой карты. Наверняка придётся разорится на переходник, поскольку автору этих строк не встречались усилители с выходом типа mini-jack (лучше, правда пользоваться минимальным количеством переходников, так как они довольно сильно поганят звук - прим. ред.).Пластинку, намеченную в кандидаты на омолаживание голоса, тщательно чистим от пыли и многолетней грязи, ставим на диск проигрывателя, включаем нашу систему, и если подключение произведено правильно, то есть шанс услышать из колонок знакомые шорохи виниловой дорожки (на всякий случай загляниете в панель управления и убедитесь, что в качестве источника звука выбран линейный вход. В противном случае вас ждёт много-много тактов чарующей тишины).

    Было бы весьма желательно заранее прослушать то, что мы хотим реставрировать, так как сюрприз в виде "о, шорт, пластинку заело" будет не очень-то кстати во время записи фонограммы на хард (винчестер, жёсткий диск). Если такая бяка всё-таки обнаружена, то регулируйте нагрузку на звукосниматель (штука, в которую вставляется непосредственно иголка - прим. Сorwin) , в случае же отсутствия регулятора придётся положить какой-нибудь груз на головку тонарма (так называется штука, куда вставляется иголка звукоснимателя - прим. Corwin) = ОЧЕНЬ НЕЖЕЛАТЕЛЬНО ЭТО ДЕЛАТЬ, НО ДРУГОГО ВЫХОДА НЕТ =.

    Фигура вторая, самая программная.


    Sound Forge

    Начнём наши мучения со звукового редактора ound Forge версии 6.0 (www.sonicfoundry.com/products). Программа серьёзная, равно как и и её цена - 399 американских тугриков. Понадобится скачать и плагин для очистки звука Noise Reduction со страницы www.sonicfoundry.com/download/step2.asp?DID=167. Скачиваем, устанавливаем и приступаем к запуску программы. Думаю никого не затруднит запустить данную проггу и всё будет хорошо. Приступаем к записи. В левом верхнем углу главного окна программы находится этакая панель управления с кнопками, как в обычном аудиоплэйере. Для начала давайте нажмём на кнопку с красным круглым значком. В появившемся окне процесса записи мы увидим аналогичные кнопки для начала записи и воспроизведения. Параметры записываемого сигнала по умолчанию выставлены как стерефонический 16-битный звук 44 100 Гц (в предыдущей версии Sound Forge почему-то предлагается моно-режим). Если есть желаение, то можно параметры эти изменить, нажав кнопку New в правом верхнем углу данного окна.

    Теперь ставим звукосниматель в начало нужной дорожки, (если используете манитофон, то ищите начало нужной записи прим. Corwin), желательно захватить, как можно больше пустого звука (промежуток между песнями прим. Corwin), где отчётливо слышатся хрипы и щелчки (зачем - об этом чуть ниже), и быстренько нажимаем на кнопку записи с красным круглым значокм. Прцесс записи идёт полным ходом, о чём свидетельствует мигающий красным цветом значок Recording. По окончании звучания фрагмента (песни), дадим записаться ещё нескольким секундам пустой дорожки и нажимаем кнопку остановки записи с синим значком, а затем сохраняем полученную запись в виде wav-файла (будет совсем нелишним сделать пару копий данного файла для работы с другими программами, о которых пойдёт речь ниже).

    Если внимательно присмотреться, то в начале записанного файла можно увидеть этакие "колючие" дорожки. Вот эти самые "колючки" и есть тот самый зловредный шум в виде треска и прочего мусора (хотя аудиофилам нравится). Наша задача и будет сводится к удалению паразитных звуковых составляющих. Для начала воспользуемся фльтром Vinil Restoration. Заходим в меню программы DX Favotites => Sonic Founfdry, где и находим одноимённую опцию. Я бы оставил все значения фильтра без изменений. Хотя, разумеется, никто нам не запретит поэкспериментировать с настройками. Нажатием кнопки Preview можно прослушать то, что получится в результате применения данного фильтра, а кнопка ОК запустит собственно процесс фильтрации, который, кстати, выполняется довольно быстро. Теперь посмотрим, что у нас получилось после применения фильтра Vinil Restoratin, - графически начало дорожки стало практически гладким, а при прослушивании треск и щелчки исчезли. Правда, как ни крути, а фоновый звук виниловой массы никуда не исчез. Хоть немного, но чувствуется . Давайте попробуем избавится и от него.

    Помните, я советовал вам записать как можно больше фонового (пустого) звука? Вот теперь при помощи левой кнопки мыши выделим начальный участок фонограммы (точно также как и в Word мы выделяем фрагмент текста), а затем перейдём уже проторенной тропой в DХ Favorites => Sonic Foundry выберем опцию Noise Reduction. Смысл наших дальнейших действий будет заключаться в том, чтобы сделать этакий снимок паразитной составляющей (в нашем случае - фоновый звук винила) и при помощи данного фильтра вычистить эту самую ненужную составляющую. Сразу же перейдём на закладку Noiseprint и отметим галочкой опцию Capture Noiseprint. Прграмма послушно вычислит необходимые параметры фонового звука и представит нам свой доклад в виде снимка шума. Сохраняем этот параметр при помощи кнопки Save as... обзываем нужным именем (например, my vinil) и снова переходим на вкладку General диалогового окна фильтра Noise Reduction, не забыв снять выделение с звукового фрагмента. Там также активизируем параметр Cаpture Noiseprint и - вперёд. Можно прослушать предлагаемый результат при помощи кнопки Preview, а можно сразу начать процесс удаления шума, нажав кнопку ОК.

    Далее сохраняем полученный файл самым, что ни на есть стандартным способом: File => Save as... в виде wav-файла или же в тот формат, который вам предпочтителен в данное время суток. Что вы так недовольно поморщились? А никто не обещал, что при помощи Sound Forge мы добьёмся идеального результата. Просто нужно учитывать тот факт, что не каждый может скачать (или, упаси Боже, купить) все три программы, о которых идёт речь. Да и вкусах тоже забывать не стоит.

    DART Pro 98

    А вот программа польская. Не нужно смеятся, поскольку софтина очень толковая и позиционируется исключительно, как приложение для реставрации звука. Зовут программу DART Pro 98 (www.dartpro.com), и стоит она 399 баксов (они все сговорились, что-ли?). Давайте откроем записанный ранее файл, не обработанный программой Sound Forge (а ведь я советовал сделать пару копий!) при помощи меню File => Open. А можно, если есть желание, записать фонограмму при помощи команды Record => Record, либо нажав на клавишу R на клавиатуре или кнопку записи на панели инструментов. Ежели программа захочет зарегистрировать этот файл, не препятствуйте ей, - вам же будет лучше, поскольку софтина создаст как бы два файла: один из них будет исходным, а другой - результирующим, что очень удобно при редактировании. Итак, наш файл в главном окне программы. Делаем файл исходным, для чего активизируем кнопку S (source - исходный) в левом верхнем углу окна. Теперь с файлом можно работать. Чтобы стало возможным выделение нужных фрагментов записанного файла при помощи мыши, нужно зайти в меню Option => Setup, где убрать галочку их пункта Use CTRL to select block. Нужный кусок файла при выделении окрашивается в серый цвет, и его можно расширять или сужать при помощи мыши.

    Сначала уберём из записанного файла лишний треск и щелчки при помощи команды Restore => DeClick. При помощи кнопки Play source можно ещё раз насладиться хриплым звучанием исходника, а кнопка Play result даст нам возможность услышать то, что получится после применения этого фильтра. Чтобы "процесс, товарищи пошёл", нужно всего-лишь кликнуть кнопочку De-Click. Время фильтрации одной стандартной песни не так уж и велико - порядка одной-двух минут, и в это время программа любезно предлагает вам ни что иное, как запустить свой собственный скринсайвер. Ничего, симпатичная такая заставочка. После фильтрации окно программы несколько изменится. В верхней части будет показана характеристика исходного файла (помечен красным значком S), а в нижней части окажется результат применения фильтра DeClick. Точно так же, как и Sound Forge, можно послушать то, что получилось, а также для полной ясности картины можно проиграть и наш исходник.

    Как видите (в смысле - слышите), полученный результат весьма схож с тем, что мы в своё время получили в программе Sound Forge. Теперь настала пора второго этапа - удаления фонового шума, для чего снова придётся этот чёртов шум заснять, показать программе, а та, в свою очередь, попробует навести полную чистоту в звуковом файле.

    Приступаем. Сначала при помощи курсора мыши выделим нужный фрагмент с "пустым" звуком. Чтобы увеличить этот участок и сделать более удобным процесс выделения, щёлкнем по изображению файла правой кнопкой и в меню выберем подходящий размерчик. Далее бодрым шагом направляемся в меню Restore => Noiseprint, приказывая пррограмме "заснять" шум, и видим красный график - это ни что иное, как наша шумовая составляющая. При помощи кнопки Add записываем этот снимок, обзываем настройку каким-нибудь приличным словом и приступаем к удалению фонового звука при помощи команды меню Restore => DeNoise. При помощи кнопки Select выбираем нашу записанную настройку, и далее наши манипуляции будут похожи на те, что производились в случае применения фильтра DeClick.

    Те же кнопки Play source и Play result для сравнения исходного и получаемого файлов, а также кнопка DeNoise, запускающая процесс удаления шума. Далее следует прослушивание полученного, восторженные вопли, которые так радуют соседей, и сохранение файла на диск.

    Сool Edit Pro 2.0


    Но если и этот метод вам не понравился придётся прибегнуть к третьему способу, а именно - применению программы CoolEdit Pro 2.0, которая в любое время года гнездится по адресу www.syntrillium.com/cer/ и стоит всего ничего - 249 вполне безусловных едениц. Кстати, новая версия вышла не так давно. Рассказ об этой программе будет длинным, поскольку возможностей для очистки звука здесь заложено великое множество.

    Давайте запустим редактор и посмотрим на главное окно программы. (Только давайте мы договоримся таким образом: подробного рассказа о всех возможностях программы CoolEdit Pro 2.0 здесь не будет, поскольку для этого понадобится не одна статья. Рассмотрим только то, что что нам действительно необходимо для реставрации звука.)

    Откроем наш файл либо стандартной командой Filtеr => Open, либо при помощи вкладки Files в левом участке окна, либо запишем искомое при помощи кнопки записи в левом нижнем углу главного окна программы. Теперь пришла пора сделать небольшую, но очень важную настройку параметров программы. Поясню для чего: наверняка многие пользователи, читающие эти строки не захотят ограничиваться очисткой звука с виниловых носителей, поскольку обычные аудиокассеты ещё никто не отменял. А что вы скажете о записи голоса с микрофона? Владельцам карточки SB Live! также будет нелишним прочесть следующий небольшой абзац.

    Практически все владельцы приличных станционарных кассетных магнитофонов знают, что частотный диапазон записанной информации лежит в пределах 40-14 000 Гц в случае кассеты с лентой первого типа. Лента на основе хром-диоксида даёт более приличный диапазон. Но мало кто знает, что магнитофон всё равно воспроизводит отдельные крики души и в более широком диапазоне (20-20 000 Гц), каковые, будучи забиты всевозможными шумами и помехами, не достигают уха меломана. Программа Cool Edit Pro позволяет исправить этот недостаток и выровнять амплитудно-частотную характеристику кассетника до вполне приличного уровня. Теперь специально для счастливых обладателей карточки SB Live!: вы наверняка знаете, что АЧХ кодека Sigma Tel STAC9721 совсем не идеальна, и уже после 4,5 кГц начинается ступенчатый спад уровня верхних частот, что во многих случаях не есть хорошо. При помощи "Куль Едита" мы преодолеем и это препятствие.

    Для исправления вышеназванных недостатокв займёмся настройкой FFT- фильтра редактора, который будет нашим помощником на начальном этапе очистки звука. Откроем любой wav-файл или запишем несколько секунд тишины, нажав кнопку с красной точкой, расположенной в кнопочной панели в правом нижнем углу. Затем зайдём в меню программы Effect => Filters => FFT Filter. В открывшемся окне создадим любой абсолютно бездумный пресет (настройку). При помощи кнопки Add обзовём нашу настройку любым цензурным именем и сохраним. Для чего? А для того, сейчас мы будем редактировать файл cool.ini. А именно - внесём некоторые дополнительные параметры для исправления досадных недоработок кассетника и карточки SB Live!.

    И не говорите мне, что оно вам не надо, так как нет у вас этой звуковухи: нет сегодня - завтра появится. Открываем файл cool.ini, где ищем раздел [Filters96]. Но самый интересный нюанс в том, что данный раздел в этом файле появляется только после того, как мы воспользовались услугами FFT-фильтра. Вот зачем нам была казуистика с созданием некоего абстрактного пресета. Теперь смотрим, где в разделе [Filters96] находится наша настройка - просто находим имечко, которым мы назвали наш пресет. А дальше несложно - в свободной строке прописываем вот такой "крохотный" параметр:

    Item22=MC_RESTORATION,3,19,0,20,426,5,845,0,1288,0,1986,0,2259,0,2855,6,3179,9,3444,
    21,3583,28,3688,42,3773,48,3848,61,3925,76,3957,96,3998,100,4004,100,4012,5,4096,5,19,0,
    20,426,5,845,0,1288,0,1986,0,2259,0,2855,6,3179,9,3444,21,3583,28,3688,42,3773,48,3848,61,
    3925,76,3957,96,3998,100,4004,100,4012,5,4096,5,2,0,12000,1,2,0,0,1000,100,5,-10,100,
    -0.5,12,24000,1,0,1,1,48000

    Записываем эту цифирь непременно в одну строчку! Это параметры для исправления АЧХ у кассетных манитофонов. Ваш покорный слуга является хозяином старого кассетника ВЕГА - 122С (Corwin является владельцем магинтофона приставки НОТА - МП 220 С, и настройки скажу я вам, очень хорошо подошли), равно как и Игорь Бабайлов (bjcom@mail.ru), человек, который отработал в области профессиональной реставрации звука много лет и несколько ночей корпел над отптимальными значениями вышеуказанного параметра, за что ему нижайший поклон.

    Не думаю, что параметры АЧХ у разных кассетных приставок будут сильно различаться. С другой стороны, если вы потратили много-много денег на Dragon Nacamichi, то эта статья вам явно не нужна.

    Для обладателей SB Live! настоятельно рекомендую любую записанную фонограмму сначала пропустить через этот фильтр со следующими параметрами:

    Item23=SB_CORRECtion,3,20,0,0,83,0,532,1,793,1,1003,2,1223,4,1713,5,2046,10,2391,12,2569,
    15,2710,18,3066,24,3234,27,3398,35,3480,41,3546,47,3628,56,3726,70,3825,89,4096,100,20,0,0,
    83,0,532,1,793,1,1003,2,1223,4,1713,5,2046,10,2391,12,2569,15,2710,18,3066,24,3234,27,3398,
    35,3480,41,3546,47,3628,56,3726,70,3825,89,4096,100,2,0,12000,1,2,0,0,1000,100,3,
    -10,100,0,14,24000,1,0,0,1,48000

    Данное значение прописывается всё в том же cool.ini и том же разделе [Filters96], не забывая о том, что запись параметров должна производится в одну строчку.

    Не будет ничего страшного в том случаем, если номер Item вы проставите свой. Главное, чтобы это параметр не совпал с другим, имеющимся номером.

    Хорошо читать онлайн-версию статьи - взял и скопировал всё это длинноциферное безобразие в буфер. А вот что делать чиателям обычной версии журнала...Не велика проблема. Если нет желания тупо набивать эту массу цифр, скачайте файл, которым Игорь Бабайлов любезно поделился со мной: www.hot.ee/uvs/cool1.zip.

    После внесения исправленний в cool.ini сохраняем изменения и приступаем к следующему этапу.

    Files => New. Выбираем характеристики записываемого сигнала. В открывшемся окне остановимся на Sample Rate = 44 100 и 16 - битном звуке в стереорежиме (а зачем моно?). Ставим тонарм на пластинку, и при нажатии кнопки записи на панели, расположенной в левом нижнем углу главного окна, начнётся процесс записи, о чём будет свидетельствовать индикатор красных полос и таймеров.

    Как и в случае с Sound Forge, весьма желательно произвести запись конкретной вещи с захватом пустых участков в начале и конце фонограммы, то есть там, где слышен только шорох самой массы - это нам понадобится в дальнейшем для глубокой очистки звука. Можно даже захватить несколько секунд следующей песни или предыдущией композиции.

    В нужном нам месте нажимаем кнопку Stop и в окне программы наблюдаем записанную фонограмму. Сохраним записанный шедевр в wav-файл (File => Save as). Далее если у вас используется SB Live!, открываем уже знакомый нам FFT-фильтр (Effects=>Filters=>FFT Filter) и, выбрав пресет SBCORRECtion и нажав кнопку ОК, начинаем выравнивать АЧХ записанного сигнала.

    Обладатели же других звуковых карт терпеливо ожидают окончания процесса коррекции сигнала вышеназванными товарищами и приступают к удалению тресков и щелчков полученной фонограммы. Для чего все вместе отправляются в меню Effects => Noise Reduction => Click/Pop Eliminator, где в открывшемся окне выбирают наиболее оптимальные параметры очистки звука (данные были предоставлены реставраторами, съевшими не одну собаку на этом деле).

    Но вначале нам нужно нажать кнопку Auto Find All Levels, а уж потом на ОК для запуска процесса очистки звука. А процесс этот, друзья мои, весьма длительный (в зависмости от времени звучания композиции), так что можете смело заваривать кофе и делать другие дела, ибо все ресурсы компьютера будут заняты этим процессом. Правда, если ваша машина имеет на борту Р-4 и порядка 256 Мб оперативки, то время фильтрации составит не более 3-4 минут на песню.

    После окончания предварительной очистки звука давайте сохраним полученный результат в wav-файл под другим именем - будет с чем сравнивать результат. Всё тот же характерный шум виниловой массы, который нам уже знаком до боли, до ужаса, мы попытаемся убрать при помощи Effects => Noise Reduction => Noise Reduction.

    Вот здесь я категорически не согласен с И.Бабаловым в части того, что из фонограммы, полученной с винилового диска, не нужно убирать шум, оставшийся после удаления тресков и щелчков. На мой взгляд, сделать это можно и нужно.

    Мышью выделим начальный участок, соответствующий примерно трём секундам звучания (время указано на панельке снизу), и в меню Effects => Noise Reduction => Noise Reduction при помощи кнопки Get Profile from Selection сделаем снимок столь ненавистного шума. Но предварительно выставим оптимальное для вас значения некоторых параметров. Почему? Просто конкретное ухо на конкретноой аппаратуре слышит одно, а другое ухо на другом железе услышит совершенно другое. А чтобы услышать предварительный результат работы шумодава, нажмём на кнопку Preview, не забывая предварительно выделить очищаемую фонограмму. Если результат нас устраивает, нажимаем кнопку ОК и начинаем процесс шумоподаления, который длится намного меньше, нежели очистка сигнала от тресков и щелчков. (Для работы также можно прибегать к кнопкам с знаками "+" и "-", находящимся в нижней панели, которые регулируют горизонтальное увеличение или уменьшение шага записанного сигнала. Эти клавиши для того, чтобы растягивать или сужать фонограмму, что удобно для более тщательного и точного выбора участка записанного звукового отрезка. - прим. Corwin)

    После окночания будет нелишним сохранить полученный результат снова под другим именем, дабы иметь представление о всех ступенях очистки звука. Обязательно следует отметить, что после полной очистки фонограммы от шумов уровень сигнала снижается, а следовательно придётся нормализовать сигнал при помощи команды Effects => Amplitude => Normalize, что займёт совсем немного времени.

    Наконец настала заключительная пора провести заключительную фазу нашего трудового процесса, а именно - обрезку нашей фонограммы по краям и сохранение её, родимой, в файл. Сразу скажу, что обрезать ненужные начальный и конечный участки звукового файла можно и в CoolEdit Pro при помощи выделения ненужного участка и команды Edit => Cut. Но у меня для этого процесса предпочтение отдано программе Sound Forge (у меня WaveLab - прим. Corwin). Просто мне там удобней, и не более того.

    Вряд ли стоит делать дополнительный рисунок для иллюстрации обрезки фонограммы. В Sound Forge действует та же команда Edit => Cut, и доступ к команде возможен из меню правой клавиши мыши, также как и в CoolEdit Pro.

    Для тех, кто хочет перевести в цифровую форму записи с аудиокассет, задача упрощается на один шаг - очистку фонограммы от шума и щелчков. После окончания записи музыки на хард в FFT-фильтре выбираем настройку MSRESTORation, выравниваем АЧХ сигнала с кассетника, а дальше я просто начинал процесс шумоподавления и нормализации сигнала.

    Ну-с, а приведённый в божеский вид, очищенный и подстриженный кучок фонограммы сохраняем кому как нравится: формат WAV, на мой взгляд, более всего подходит для этой цели - потом с записанным файлом можно будет поступить как Винни Пух с горшочком мёда - сделать всё, что угодно, например, отконвертировать в MP3. Но это уже совсем другая история.

    Всё вышесказанное является не более, чем субъективным мнением автора, и результатом, полученным в процессе очистки и оцифровки порядка десяти виниловых дисков и огромного числа аудиокассет.

    © Upgrade

    Hosted by uCoz