назад

Если вы хотите читать в полном окне, а затем распечатать - нажмите на слово ПОЛНОЕ ОКНО

Фото не для чайников

Андрей Никулин
joint831@yahoo.com

...Если вы купите здоровенную книгу под названием "Навыки работы с Photoshop", надеясь быстро стать профессионалом в области растровой графики, ничего путного из этой затеи не выйдет. Разноообразные издания типа "Exel для чайников", возможно, и сделают из "чайника", обученного работе с тем или иным софтом, но практических навыков вы, скорее всего не получите.

...Учиться чему-либо лучше всего у человека, который в этом деле разбирается, - по принципу "делай как я". Поэтому сейчас я расскажу вам, как можно качественно оцифровать и обработать фотографии для своего электронного фотоальбома. Две просьбы: не стоит читать материал тем, кто занимается обработкой растровой графики профессионально. Понятно, что настоящая ретушь фотографий требует несколько иного подхода и методов, однако согласитесь: одно дело - угробить целый день на восстановление редкого ценного отпечатка, и совсем другое - просто провести в цифровой формат очередные 36 фотографий, только что принесённых из лаборатории Кodak. Тут требуется всего лишь, чтобы они выглядели более или менее пристойно - с натуральной цветопередачей и без явных артефактов типа царапин и "красных глаз". Также прошу фанатов "фотошопа" спокойно отнестись к материалу - они, вероятно, захотят обьвинить меня в ламерском подходе к лучшему редактору графики всех времён и народов. Просто надо понять, что здесь рассматриваются только те возможности "шопа", которые нужны и полезны рядовому пользователю для конкретной задачи - создания цифрового фотоархива.

Сканируем

...Сканировать фотографии нужно хорощим ССD - сканером. Более дешёвые CIS - модели (стоимостью менее 100 долларов) нам не подойдут - у них слишком малая глубина резкости и куча других недостатков, например, некачественная цветопередача. Продвинутая модель от AGFA, HP или Microtek ценой от 250 долларов - то что нужно. Я, например, пользуюсь сканером HP 6100C и, несмотря на то, что эта модель уже морально устарела, получаемого качества мне вполне хватает (ещё бы - ведь года 4 назад 6100С считался профессиональным со всеми вытекающими отсюда последствиями: интерфейс SCSI и цена около 700 баков).

...Лучше всего пользоваться прилагающейся к аппарату программой сканирования, без всяких прибамбасов типа мастеров быстрых настроек и проч. На этом этапе нам нужно всего лишь вытянуть из оригинала максимум цветовой информации. Выставляем разрешение 600dpi по обеим координатам, типа изображения Sharp Million Colors или Colors Foto (смотря как называется полноцветное изображение у вашего сканера). После того, как вы зададите размеры кадра, не помешает нажать кнопочку Auto Brightness / Contrast, если таковая имеется в модуле сканирования. Вероятнее всего, контрастность получится чуть большей, чем нужно, но это всё равно придётся потом править, а при конвейрном способе сканирования (не забывайте, что мы рассматриваем случай, когда нужно быстро оцифровать пачку свежих фотографий) данная функция хотя бы гарантирует нам максимально доступный динамический диапазон полученного изображения. Да, если в настройках имеется возможность задавать установки параметра Gamma, попробуйте поэкспериментировать с ними. Например, я получаю наилучший результат при использовании профиля ColorSmart - при установках по умолчанию изображение получается чересчур тёмным.

... После всех подготовительных манипуляций вам остаётся нажать заветную кнопку Final и сохранить очередной кадр в формате RGB TIFF 5.0 без компрессии. В дальнейшем обрабатывать фотографии мы будем только в этом формате - без потери качества. Вот так. Фотография "десять на пятнадцать" теперь занимает двадцать пять мегабайт дискового пространства.

Цветокоррекция и полутона

...На этом этапе нам понадобится программа Adobe Photoshop. У меня версия 5.5, я и всем рекомендую именно её. Можете конечно использовать версию 6.0 или даже 7.0, это уже на любителя.

...Запустив программу Photoshop, первым делом нужно снять галку в пункте File => Color Setting => RGB Setup => Display Using Monitor Compensation. С точки зрения профессионала - полиграфиста, это в корне неверно, ибо на экране мы будем видеть не совсем то, что после печати. Однако основное предназначение электронного архива, по моему убеждению - просмотр слайдов на мониторе в полноэкоанном режиме с помощью программы ACDsee (или аналогичной). Как раз для этого и нужно отключать встроенный модуль цветокалибровки - в этом случае вы будете видеть в процессе обработки то же, что и потом. И друзья, взявшие у вас компакт - диск с вашим фотоальбомом увидят потом на своих среднестатистических компьютерах верные, правильные цвета.

... После того как мы открыли tiff-файл c помощью Photoshop, не лишним будет применить ко всему изображению фильтр Auto Levels (Image => Adjust => Auto Levels). Он кстати говоря, помимо своей основной задачи (автоматической цветокоррекции) выполняет работу фильтра Auto Contrast. То есть, если вы применили Auto Levels, то Auto Contrast применять не нужно. Действуют эти фильтры следующим образом. Фильтр Auto Contrast выбирает самую светлую точку и самую тёмную. Первую он поднимает до максимума по шкале яркости и насышенности, не теряя цветовой информации, а вторую опускает по минимуму, также не теряя цветовой информации, и, исходя из этого, перечитывает всё изображение. Данный фильтр даёт хорошие результтаты примерно 80% снимков (в основном уличные съёмки, пейзажи) и пасует в случаях, когда нужно корректно передать изображение с исходно-ограниченным цветовым диапазоном и контрасностью (например, натюрморт в затемнённом помещении или снимок картины, висящей на стене). Механизм денйствия Auto Levels мне лично до конца непонятен, хотя очевидно, что он приводит к некоему балансу всех цветовых составляющих и при этом может изменить исходное изображение ещё сильней и резче чем Auto Contrast (иногда слишком сильно, и действие этого фильтра приходится отменять). В большинстве случаев Auto Levels буквально "снимает пелену" желтизны с пожелтевших фотографий, красноты с чересчур красных и т. д. Вот так выглядит - перед вами пример выцветшей 12-летней давности фотографии (иллюстрации 1 - 2).


... Если после применения Auto Levels фото выглядит немного неестественно (например, заметно, что преобладает зелёная составляющая), можно поправить общий цветовой баланс вручную с помощью функции Image => Adjust => Color Balance. Полагаться при этом приходится только на свои глаза - изображение должно быть максимально естественным: небо - голубым, трава зелёной, а лица ваших друзей должны иметь здоровый розовый оттенок (если конечно, снимок был сделан не с утра после чьего-нибудь дня рождения). Более тонкие настройки цветопередачи можно произвести с помощью опции Selective Color. Например, вас всё устраивает, но вы хотите немного уменьшить насыщенность красной кофточки вашей подруги (если бы вы действовали прямолинейно, с помощью Color Balance, то загубили бы всю остальную картину). Что ж - заходите в пункт меню Image => Adjust => Selective Color и в цветовом канале Reds прибавляете до нужной величины Cyan. Советую вам поэкспериментировать с наcтройками Selective Color, поскольку общие рекомендации давать трудно, всё очень индивидуально.

...Итак, цветокоррекцию мы произвели. Теперь разберёмся с контрасностью и передачей полутонов. Поскольку мы используем функцию Auto Contrast (или Auto Levels), скорее всего, изображение чересчур контрасно и в тёмных полутонах ничего не разобрать. Ничего страшного, дело поправимое - с помощью опции Curves.

... Для улучшения проработки деталей в тёмных полутонах советую попробовать вид кривой.


...На рисунке 3 и 4 показано, что можно сделать с помощью грамотного подбора кривых. Не знаю, нужны ли, комментарии - всё зависит от того, насколько точно полиграфия воспроизведёт то, что я хотел показать. Ну, будем считать то, что нужны. На левом снимке чёрная мордочка кошки сливается с неопределённым фоном за окном. На правом снимке (после коррекции) мы намного лучше можем разглядеть кошку, а также то, что за окном растут сосны. Кстати, если теперь к изображению снова применить Auto Contrast - то полутона никуда не денутся, всё останется как есть - это иллюстрирует разницу между настройками Brightness и Curves. Подобного эффекта можно добиться также с помощью опции Image => Adjust => Variations.

... Метод Variations хорош тем, что можно быстро подобрать требуемый цветовой баланс и яркость изображения (причём, судя по результатам работы этого фильтра, яркость Lighter /Darker изменяется не простым увеличением параметра Brightness, а плюс к этому настройками кривых гамма-коррекции). Однако, наиболее точная настройка полутонов, понятное дело, достигается только ручками, с помощью функции Curves. Наверняка вы уже поняли , что неконтрастные изображения со слишком "пересветлёнными" полутонами можно поправить, изогнув кривую в противоположную сторону. Такое тоже бывает - всё зависит от оригинала и сканера, которым вы пользовались.

... Теперь научимся исправлять эффект красных глаз. Подобная беда - просто бич всех непрофессиональных снимков, выполненных со вспышкой. Люди кровожадно сверкают зрачками, а животные (кошки, собаки) - зелёными. Должен вам сказать, что я несколько лет искал графический редактор или плагин к "фотошопу", который бы мог устранять эффект Red Eyes. Я перепробовал Ulead iPhoto Express и Microsoft PhotoDraw, устанавливал всевозможные плагины от КРТ и Extensis. И всё без толку. Я понял, что автоматические фильтры в большинстве случаев безвозвратно меняют блеск и струкутру зрачка, и взгляд становится неестественным. В общем дорогие товарищи, красные глаза, нужно править ручками. Нет ничего проще. Увеличиваете масштаб до требуемого значения (обычно процентов до 800 - 1600) - так, чтобы зрачок стал размером с монету. После этого нужно выделить область зрачка, затронутую покраснением (делается вручную с помощью Lasso Tool). У вас получится выделенный круг или неправильный овал. Затем заходите в Image => Selective Color, выставляете метод Absolute и в цветовом канале Reds прибавляете до 100 процентов Cyan. Как правило этого достаточно. Однако, если вы видите, что зрачок имеет неестественный оттенок (часто - Magenta), нужно убавить и эту цветовую составляющую. Например, для синих глаз дополнение к обязательному 100% Cyan в канале Reds очень неплохо помогает Cyan +55% и Magenta - 55%. В общем, тут есть простор для творчества.

...Прошу учесть, что такой минимальный возни с настройками вполне достаточно. На реальной фотографии эффект поразителен - краснота исчезает напрочь, а глаза остаются живыми и не теряют выражения. После описанной процедуры удаления красной составляющей бывает полезно слегка размыть границы области, которую мы выделяли, с помощью инструмента Blur Tool с радиусом кисти в несколько пикселей.

... Кошачьи глаза исправлять гораздо сложнее. Дело в том, что зрачки животных очень сильно фосфоресцируют, и простое удаление зелёной составляющей вышеописанным методом помогает мало. Однако немного поправить положение можно. Попробуйте Selective Color со следующими настройками: Greens - Magenta +100%, Cyans - Cyan - 100; Neutrals - Black +20 (это ко всему глазу). Потом только к зрачку применяем: Hue/Saturation: Saturation -50; Brightess/Contrast: Brightness - 30.

... На этом этапе работы в "фотошоп" закончен. Хотя, нет. Возможно, некоторые фотографии не в фокусе и изображение слегка размыто. В этом случае вам поможет фильтр Filtr => Sharpen => Unsharp Mask. В нашем случае (когда мы обрабатываем фотографию 10 на 15, отсканированную с разрешением 600 dpi) попробуйте применить Unsharp Mask с параметрами Amount - 80 %; Radius - 2.0; Threshold - 2. Только, пожалуйста, не пересеусердствуйте - любое повышение резкости ведёт к повышению шума на изображении.

Чистка (удаление царапин и пятен)

... Для удаления артефактов типа пятен, царапин и волосков на изображении лучше всего подходит Micrоsоft PhotoDraw, который входит в состав Office 2000. Есть одна важная деталь: после установки этой программы обязательно зайдите в настройки Tools => Option => Picture Quality и выставьте значения Picture Quality: Professional и Compression Level: none. Иначе программа подложит вам крупную свинью: обработав фотографию, вы вдруг заметите разрешение уменьшилось в несколько раз, и вместо оригинала у вас остался жалкий огрызок весом мегабайт эдак в пять. Видимо, заботливые авторы программы посчитали, что человек обрабатывающий фотографию разрешением 3500 х 2500 пикселей без сжатия - просто идиот и не знает, что её размер можно уменьшить.

... Дальше разберётесь сами: Format => Touch Up => Remove Scratch. Не забывайте периодически нажимать кнопочки Finish и Save - это сведёт к минимуму потери во времени в том случае, если программа зависнет (такое редко, но происходит при работе с большими файлами) или вы случайно удалите не то, что надо. Кстати, даже пятна лучше удалять при помощи Remove Scratch, а не специализированнго Remove Dust and Spots. Заодно можете полюбоваться, как отвратительно PhotoDraw справляется с эффектом красных глаз (инструмент Format => Tousc Up => Fix Red Eye).

Сжимаем в JPEG

... Можно сказать, что работа закончена. Вместо жалкого листка фотобумаги размером 10 на 15 сантиметров у нас есть шикарный слайд в формате tiff, с разрешением 3500х2500 пикселей, с натуральной цветопередачей и избавленный от всех дефектов. Рассматривать такую фотографию в масштабе 1:1 (Actual Size) - редкое удовольствие. Это примерно то же самое, что изучать доллар под микроскопом - находишь множество мелких деталей, которые были незаметны невооружённым глазом. Очень прикольно, например рассмотреть часы у себя на руке и обнаружить, что снимок был сделан в 10 часов 17 минут...Тут, кстати кроется ответ на вопрос тех, кто считает, что для сканирования фотографий достаточно разрешения 150-300 точек на дюйм. Размер файла в случае 600 dpi, конечно получается немаленький, но хранить фотографии TIFF после того, как мы их обработали, всё равно неудобно. Даже быстрый винчестер (у меня, например, стоит Seagate Barracuda ATA-IV с контроллером Promise TX-2 Ultra 100) выводит такой слайд на экран довольно неторопливо - в течении полутора секунд. Это весьма и весьма неудобно, когда очень быстро пролистываешь фотоальбом в режиме поолноэкранного слайд-шоу.

... Поэтому мы сожмём все отсканированные и исправленные фотографии в формат JPEG. Не волнуйтесь насчёт потери качества. Если использовать 85 процентные настройки формата JPEG и хорошую программу, которая производит сжатие качественно, ухудшения вы не заметите, даже если увеличите масштаб до 100 процентов (не говоря уже о полноэкранном просмотре, когда масштаб составляет всего 30 процентов). Я рекомендую вам именно такую программу - никакая другая не сожмёт изображение лучше и качественнее. Это программа Macromedia Fireworks. Настоятельно рекомендую использовать версию 3.0 - последующие версии (4.0 и далее) не дали нам ничего нового, но при этом обросли заметным количеством неприятных глюков, например, не запоминают две раздельные директории - для оригиналов и копий.

... Вспомним исходные данные: у нас есть три десятка фотографий в формате TIFF, которые мы уже обработали. Сжимать каждую по отдельности - весьма нудное занятие. Открыл, сжал его, потом сохранил, закрыл оригинал - руки отсохнут щёлкать мышкой. Слава Богу, Macromedia Fireworks имеет замечательную функцию Batch Process, которая позволяет это дело автоматизировать. Итак, запускаем программу и лезем в пункт меню File => Batch Process. Нажимаем кнопочку с многоточием рядом с Files to process и отмечаем все файлы, которые мы хотим сжать. Затем жмём такую же кнопку рядом с Actions: Export и выбираем нужный формат сжатия. Если вам лень разбираться, можете выбрать JPEG: Better Quality, но я рекомендую залезть поглубже (ещё одна кнопка с многоточием) и добраться до диалогового окна с тонкими настройками формата сжатия. Тогда вы поймёте почему я люблю Macromedia Fireworks! Вам будет доступен любой мыслимый формат сжатия, и вы сможете изменить абсолютно все настройки этого формата. От себя добавлю, что не существует программы, которая могла бы выполнить сжатие с качеством Fireworks и выдать файл меньшего размера. Например, тот же Photoshop при аналогичном качестве выдаёт JPEG-файл в полтора - два раза большего объёма.

... Изменять-то, в общем, ничего не надо. Выбираем предустановку JPEG: Beteer Quality и прибавляете качество с 80% до 85%. На мой взгляд , это оптимальное соотношение размера и качества - примерно то же, что и 256 кбит/сек при сжатии звука MP3. Особые эстеты могут прибавлять качество и до 90 процентов - даже в этом случае размер получившегося файла не превысит 2 Мб. Дальше всё просто - жмёте ОК в окне "Batch Process" и через несколько минут все ваши фотографии будут переведены в формат JPEG, при этом исходники никуда не денутся, а сохранятся в этой же директории в папке под названием Original Files. На всякий случай не стирайте их сразу - вдруг захочется ещё что-то подправить.

... Ну что, уважаемые коллеги...Приятного вам просмотра, как любят говорить в таких случаях. Привет чайникам.

© Upgrade

Hosted by uCoz